Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×

Марокко 2016: часть 2.2, экскурсионная - к океану через пустыню

Имбирный эльф и другие
Уместить две экскурсии в один пост не вышло, мне не захотелось опускать гастрономические и географические комментарии. Так что будет еще одна часть.

Вторая экскурсия была уже полноценная, на весь день. Выехав то ли в восемь, то ли в девять утра, мы должны были вернуться около семи вечера, посмотреть природные красоты и одни глазком увидев марокканскую глубинку. Эта экскурсия обошлась порядка сорока евро на человека, и в сумму входила собственное поездка, обед мы оплачивали отдельно, а входные билеты нигде не требовались.
Выехали мы после завтрака на двух хороших микроавтобусах и сразу столкнулись с занятной вещью: микроавтобусов два, а гид один. Девочка периодически пересаживалась туда-сюда и что-то рассказывала, хотя рассказчик из нее был никудышный. Благо никаких суперважных культурных объектов в программе не предполагалось, но хороший гид может превратить в конфетку любую поездку. На обзорке по Агадиру, кстати, женщина рассказывала очень хорошо, и я обратила внимание, что с местными она общается на арабском, не на французском…
Итак, мы отправились в путь на юг от Агадира, и первую остановку сделали возле водохранилища. Целый комплекс водохранилищ был построен в ХХ веке в рамках спецпрограммы, что позволило решить вопросы и с питьевой водой, и с сельским хозяйством. Водохранилище красивое, рядом с ним имеет вторая (и не последняя) надпись на горе, а со смотровой площадки открывается живописный вид. Остановка была короткая, для фотосъемки плюс хватило времени съесть плод кактуса, которым мы уже по совету гида рискнули попробовать на рынке в Агадире. Торгуют ими повсеместно из больших ведер или прямо с земли, беря за штуку один-два дирхама (7-14 рублей). Продавец сам ловко разрезает шкурку, не прикасаясь к мякоти, потому есть можно, беспокоясь о чистоте только собственных рук. Вкус приятный, сладкий, но не приторный, чем-то напоминает маракуйю; мякоть за счет толстой шкурки приятно прохладная, по консистенции примерно как у дыни, но с мелкими съедобными косточками. Мне понравилось.

Вторая остановка последовала в интересном месте, которое называют «маленькой Сахарой». Сам Сахара занимает существенную часть Марокко (на карте виден рельеф; мы находились недалеко от побережья примерно на широте северной оконечности северного из Канарских островов (нет, совсем наверху, уже Мадейра)), но это в основном не характерные барханы с караванами верблюдов, а каменистые долины, плато и низкие горы. А вот недалеко от Агадира есть небольшой участок размером с футбольное поле, куда из глубин пустыни надуло мелкого желтого песка, и он выглядит так, как представляет себе Сахару нормальный обыватель: барханы, редкие чахлые веточки, скорпионы и ряженые туареги с верблюдами. Очень даже наглядно.

Там, где едет микроавтобус, уже не песок. В обратную сторону расстояние до края "пустыни" примерно такое же.

Следующим пунктом на пути стал Тизнит. Это небольшой унылый пыльный городок, куда нас привезли смотреть лавку с берберскими серебряными побрякушками. Побрякушками он как раз и славится, равно как славятся и они сами, но в лавке преобладали музейного вида витрины с под стать им массивными и тоже запылившимися ожерельями, браслетами, поясами, кинжалами и прочим аутентичным великолепием. Посмотреть красиво, купить нечего: более мелкие безделушки казались уже либо недостаточно выразительны, либо выполнены в нетрадиционном, интернациональном стиле, либо просто попадали под категорию «лежалая кустарщина». В группе, впрочем, нашлись одаренные, кто торчал там полчаса, пока остальные сидели на ступеньках и не могли себя ничем занять – за пределами магазинчика тянулись в четыре стороны пустые серо-желтые улицы, и никакой альтернативной сувенирной лавки или хотя бы лотка с мороженым не наблюдалось.
Городишко, как и многие ему подобные, отдаленно напоминает Мос-Эйсли или еще какую-нибудь дыру на Татуине или Джакке "Звездных войн". Те, правда, колоритнее, а снимали их в Тунисе.

Наконец, дождавшись группу, мы продолжили путь, ехали, ехали и приехали в конечную точку, которая и была главной: прибыли на пляж Легзира. Если в Агадире океан относительно спокойный, а побережье выглядит так, как должен выглядеть курортный пляж, то Легзира дает возможность взглянуть на другую Атлантику. Это не совсем дикое место, здесь есть компактный комплекс из прилепившихся к скалам отелей и кафе, а при большом количестве отдыхающих местных речи об уединении не идет, но все же это не курорт. Здесь нет удобных дорожек, лежаков, кабинок, сувенирных лавочек и магазинчиков (либо они очень хорошо спрятались, так и не реализовав желание съесть мороженое…), а развлечения ограничиваются арендой квадроцикла и полетами на парашюте за катером. Но едут сюда не с целью кататься, а чтобы пройтись вдоль берега и посмотреть на огромные арки, которые проделал в сальной породе океан.

Но перед тем, как отправиться смотреть эти красоты, мы пообедали. Обед был заказан заранее и обошелся в шестнадцать евро за порцию без напитков, а порций мы взяли две, правильно подумав об их размере. Обед включал в себя странноватый салат (разложенная кучками нарезка из огурцов, помидоров, морковки, вареной картошки и риса, политая каким-то майонезным вроде бы соусом), горячее блюдо и арбуз на десерт. Горячее блюдо предлагалось выбрать из двух вариантов: рыбное ассорти на гриле и рыба в тажине. Мы взяли то и то, все было очень вкусно. Про ассорти говорить особо нечего, это всякая местная некрупная рыбешка, которую вполне возможно ловят на этом же пляже, а про тажин сказать стоит. Тажин – это традиционный для региона способ приготовления в одноименной глиняной посуде. Блюдо с плоским дном и бортиками накрывается конической крышкой, и овощи с наполнителем (самый традиционный вариант – курица, обычно половина тушки, но делают и с бараниной, с говядиной, рыбой, морепродуктами или просто из одних овощей) несколько часов тушатся в собственном соку. Блюдо получается очень сочным и нежным, а за счет специй и ароматным. Потом мы пробовали тажин и с бараниной, и с курицей, и последний оказался самым вкусным.

После обеда наступило свободное время, которое предлагалось употребить на прогулку и купание. Но как нетрудно заметить на фотографиях, погода к купанию совсем не располагала. Небо закрылось серыми облаками, с океана поддувало и несло приличную волну, так что в воде бултыхались местные, и то немногочисленно. Поэтому мы ограничились тем, что прошли по пляжу в обе стороны, посмотрев ближайшую арку и каменный мыс. Так-то арок там несколько, и квадроциклы берут на прокат как раз с целью проехать по песку и гальке через все. Мы с учетом времени успевали добраться только одной, но этого хватило. Наверное, в хорошую погоду здесь тоже хорошо, но когда погода подпортилась еще сильнее, и с воды полезла дымка, пейзаж сделался более выразительным и суровым.

Местные, что в Агадире, что здесь предпочитают устраиваться в палатках.
Тут же кашеварят (да, прямо с кастрюлями и горелками), полощут в воде тряпки детей и вообще всячески отдыхают.

А здесь видно, какую часть берега успел съесть прилив.

Нагулявшись, мы забрались обратно наверх по узким лестницам в этом скоплении кафе и небольших гостиниц и отправились в обратный путь. Тот запомнился уверениями гид, что мы будем в Агадире через полтора часа, но через два с половиной уже на подъезде к городу мы сделали якобы санитарную остановку в большом пыльном магазине керамики, где проторчали еще полчаса, так и не решив ничего купить (выбор больших и маленьких плошек и горшков в национальном стиле был приличный, но как всегда вставал вопрос транспортировки). Так или иначе, до отеля мы добрались около восьми, а экскурсия в целом понравилась. Природу и местный быт мы разглядели.