Марокко 2016: часть 2.3, экскурсионная - сквородка и пиратский город

Норлин Илонвэ
Имбирный эльф и другие
И последняя часть эпопеи :)

Третьей и самой главной поездкой стала двухдневная экскурсия в Марракеш и Эссуэйру (она же Эс-Сувейра, она же Эсауира, она же Могадор). Вокруг нее еще на стадии выбора тура разгорелись самые жаркие споры – очень уж жаркое местечко.

Марракеш находится примерно в центре страны на открытой солнцу равнине, и температура там может подползать к пятидесяти градусам. Кое-кого этот факт всерьез беспокоил, но для меня возможность посмотреть город была главным поводом для поездки в целом. Эскуссии же предлагались в двух вариантах: однодневная поездка только до Марракеша (и прогулка по нему в самый солнцепек) и двухдневная с осмотром на второй день Эссуэйры. Второй вариант предлагал возможность днем передохнуть в отеле и искупать в бассейне, а еще увидеть второй немаленький город со своей примечательной историей. Мы совещались, совещались, и остановились на последнем. Стоимость экскурсии с проживанием в отеле (это оказался Golden Tulip 4*), завтраком и двумя обедами была сто сорок евро на человека минус 10% скидка (якобы «только сегодня»).
Дорога до Марракеша считается дальней, но для бывалого путешественника три часа – это обычное время в пути. Мы выехали относительно рано, около половины восьмого утра на большом автобусе. Наш отель в списке сбора туристов оказался одним из последних, поэтому места остались только вразнобой вдоль прохода. Вместе гидом-марокканцем, который говорил экспрессивно, но не всегда понятно, начало как бы намекало: что-то не задалось. А когда мы сделали санитарную остановку на заправке, то, выйдя из автобуса, сразу ощутили, что впереди много интересного: в девять утра жарило от души.
Ближе к десяти мы добрались до Марракеша, проехали по его улицам и вышли в еврейском квартале медины. Первым пунктом осмотра стал дворец Бахия («дворец красавицы»). Дворец был построен великим визирем и назван в честь его любимой жены. После смерти владельца его изрядно пограбили, затем во время французского протектората (1912-1955 гг.) отреставрировали и сделали резиденцией, а потом пограбили еще раз. Во дворце симпатично, он ожидаемо напоминает миниверсию стамбульского Топкапы, но по сравнению с ним куда менее пышный и совсем пустой. В Топкапы есть экспозиция и местами обстановка, здесь просто залы и внутренние (в центре наш гид; постепенно мы привыкли к его речи, а сам он вообще оказался очень хорошим дядькой - и эрудированным, обаятельным, и отзывчивым дворики. В залах более менее прохладно, на улице на солнце находиться было невозможно.

Это крошечное чудо вылезло из какого-то закутка и стало мигать на большой мир и пищать.

После дворца нас стали водить узкими улочками медины, сделав остановку в лавочке-аптеке, где торгуют специями и маслами. И мы снова подумали, подумали и ничего не купили. Вернувшись к автобусу, загрузились и поехали заселяться в отель. Вернувшись к автобусу, загрузились и поехали через город заселяться в отель.

Велосипедисты, скутеристы и мотоциклисты так и шныряют.

Стены медины. Видны дырки, в которых при строительстве находились балки-леса.

Отель сам по себе оказался неожиданно приличным, хоть и расположенным совсем не в центре. Понравились оформление, бассейн и зона вокруг него, а особенно доставшийся нам номер – двухуровневый, небольшая спальня нависала балкончиком над небольшой гостиной, в которой под лестницей углом стояли два дивана и журнальный столик. Сейф, холодильник, телевизор, все было. Озадачила только еда (видимо, какие-то проблемы с ней в отелях Марокко…): к нашему приезду должен был быть накрыт «шведских стол», но его кто-то уже изрядно подъел, и еды прямо-таки не было. Имелись кое-какие салаты, в т.ч. нечто невразумительное с холодными макаронами, а принесенную после начавшегося недовольства курицу расхватали в момент, и этого все равно было мало. Правда, были десерты, в т.ч. арбуз, а что-то из существенного вроде докладывали. Но судя по тому, что отдельные дяденьки из группы приносили тарелки с булками, положение это спасло не до конца. Похоже, если бы не фактор ужасной жары, когда есть хотелось не слишком сильно, начался бы голодный бунт. Но так или иначе, мы подкрепились, разместились, искупались и через пару часов отправились дальше.
Вторым важным пунктом программы стало посещение парка Мажорель, который создал для себя французский художник, давший ему свое имя. Хотя известен парк больше благодаря Ив-Сен Лорану, который выкупил парк и виллу, регулярно бывал здесь, и здесь же после его смерти был развеян прах и поставлена памятная колонна. Парк стал самым красивым место, которое мы увидели в Марокко. Не только огромная коллекция кактусов, но и сам по себе образец большого вкуса. Сад очень понравился, кроме того, здесь было чуть менее жарко, чем на улице. (здесь можно почитать о Мажорель подробнее и посмотреть много хороших фотографий, они того стоят)

Посетив парк, мы отправились смотреть мечеть Кутубия – главную мечеть города. Увы, в Марокко, в отличие от Турции, «неверных» внутрь не пускают, поэтому туристам приходится довольствоваться внешним осмотром.

Посмотрев на мечеть и послушав про то, что каменные «пеньки» слева от нее – это следы перестройки, когда уже готовое здание снесли из-за неправильного расположения к Мекке, мы вновь отправились в медину. Снова прошлись по улицам, а потом целым сорок минут торчали в сувенирном магазине. Магазин был государственный, двухэтажный, набитый под завязку разным не только марокканскими сувенирами (чайники, ковры, одежда, тарелки и т.п.), а просто ширпотребом вроде фигурок, посуды, тряпок и прочих порой странных вещей (вроде скульптур из металлолома разного размера). Нет, я люблю сувенирные магазины, но здесь мы очень хотели, но не смогли ничего купить. Люди же из группы набирались кульки тажинчиков, чайнички, стаканчики и кувшинчики…

Это уже другая мечеть.

И последней точкой на пути стала главная площадь города – Джемаа эль-Фна, Лобное место. Знаменита она не архитектурой, а тем, что с наступлением вечера здесь собираются самые разные уличные вымогатели – музыканты, ряженые, заклинатели змей, владельцы мартышек, и прочая публика, промышляющая торговлей и фотографированием за деньги. Здесь же открывается куча лотков с уличной едой самого разного вида. Окружено все кафе, магазинчиками и сувенирными лавками. Одним словом, квинтэссенция восточного колорита, главное, держать перед собой сумку и не терять бдительности. Фотографирование публики – главное, за чем идут туристы, но я в основном смотрела по сторонам, плюс не хотелось раздавать каждому по двадцать дирхам, так что фото общего плана.

А на улице от мечети стоят ряды колясок, предлагающих покатать туриста вокруг площади.

На этом программа первого дня закончилась, зато началось самое интересное. Где-то в районе сувенирного магазина меня начало потихоньку плющить, а к моменту возвращения в отель стало совсем невесело. Градусник мы оставили в Агадире, но и без него было ясно, что температура где-то в районе 38. Беспокойство во внутреннем мире намекало на какое-то то ли отравление, то ли расстройство. После скудного обеда мы планировали поужинать в отеле (и удачно, но с сожалением отказались от ужина с берберским представлением, который предлагал нам гид), но в отеле позакрывались все рестораны кроме сомнительного уже шведского стола, и возникла мысль заказать еду в номер (впервые за все время наших путешествий!). В итоге родители ели какие-то сэндвичи, а я решилась на чашку кофе, которая тут же меня покинула, после чего я всю ночь общалась то с раковиной, то с белым другом. Не знаю наверняка, что это было, но подозреваю, что воздействие местной воды и может быть какой-то еды усугубилось если не тепловым ударом, то жарой. В итоге я ела таблетки и предвкушала утренний отъезд в Эссуэйру.
На второй день я кое-как проснулась, отвергла идею идти на завтрак (он оказался под стать обеду – опять полупустые блюда), и потащила себя к автобусу. Температура явно была на том же уровне, о чем на всякий случай сообщили гид, а он тут же пересадил нас с мамой на свободное запасное первое сиденье. Почти всю дорогу до Эссуэйры я подремывала, успев увидеть коз на дереве, двор еще одного кооператива арганового масла и вид на город. В самой Эссуэйре стало потихоньку отпускать, но от обеда я все равно воздержалась, а фотоаппарат в середине дня отдала отцу.

***

Эссуэйра в отличие от Марракеша находится на побережье. Поэтому там не бывает такой жары, а на момент нашего приезда с океана изрядно дуло. Сам город имеет давнюю историю и существовал еще в финикийские времена, затем становился португальской, арабской крепостью и приютом пиратов. Сейчас это крупный рыболовецкий порт, а еще место притяжения разного рода хиппи, которые потянулись сюда, начиная с шестидесятых. Считается, что это еврейский город (здесь всегда существовала большой диаспора), а кроме них большой след оставили португальцы. Я особо этого не заметила, обратив внимание на кучи мусора на узких улицах медины, обшарпанные дома, чаячьи кляксы и миазмы с набережной. Но мои впечатления были подпорчены, так что возможно я что-то не доглядела.
Обедали мы в симпатичном ресторанчике, где нас уже ждал входящий в стоимость поездки обед. Снова тот же странный салат, что на Легзире, на горячее большой блюдо с рыбой на гриле, арбуз и дыня. Я ограничилась мятным чаем.

Стены и ворота медины

Набережная внутри стен.

В Эссуэйре мы купили единственный кроме магнитика сувенир – картинку на натянутом на рамку куске кожи. Такие же продавали на пляже Агадира, но мы решили взять ее здесь, сторговав у чернокожего паренька половину суммы и не в евро, а в долларах (пять долларов).
После обеда предстоял путь в Агадир по «самой красивой дороге в Марокко» (тм), но я ее почти всю проспала, увидев только берег океана на остановке для фотографий.

Козы пасутся на дереве.
(На самом деле, это "ненастоящие" пасущиеся козы, этих сюда согнали и привязали пастухи, разумеется, собирающие денежку с выпрыгивающих с камерами туристов. Наш гид не хотел останавливаться и выпускать народ спонсировать этих живодеров, но народ фото через окно ограничиваться не стал и понесся вперед. На пути в Агадир мы проезжали уже "настоящих" коз, но те кучковались под деревьями и только вставали на задние ноги. Хотя частенько они точно также забираются прямо на аргановое дерево).

В целом, несмотря на неприятности (которые закончились тем же днем, зато перешли эстафетой и скомкали нам пару дней перед отъездом), поездка получилась интересная и уж точно запоминающаяся. И на конкретную экскурсию, и, подводя итоги, в целом в Марокко. В Марракеше мы посмотрели совсем небольшую часть примечательных мест, не видели медресе и усыпальницы, но общее впечатление, как и о стране в целом составилось. Не могу сказать, что мне все очень понравилось (не говоря о том, что «безумно понравилось»), но жалеть не приходится. Рекламировать и зазывать не буду, но путешественнику, побывавшему уже во многих местах, будет любопытно взглянуть и на эту страну.