Третий крестовый поход

Имбирный эльф и другие
Тем временем мы уехали в отпуск.

18.02/19.02
Вчера замечательно долетели через Стамбул до Тель-Авива и сильно ночью поселились в Нетании.
Сегодня гуляли вдоль моря, грелись и слонялись по центральной улице. Море чудесное, я даже немного потопталась на мелководье. А город ожидаемо никакой. Завтра едем на первую экскурсию - Тель-Авив и Яффа.

20.02
Экскурсия была на полдня. Мы доехали до Яффы, по пути узнав, что она уже влилась в Тель-Авив и фактически стала его южным районом. Еще узнали, что с ней связывают миф об Андромеде, Персее и морском чудище, от которого остались рифы у побережья. Погода опять нас радовала, поэтому и прогулка по садам и улочкам старого города получилась очень приятной. Затем мы проехали уже через сам Тель-Авив, покривились на страшненькую бетонную застройку и некоторое количество современных небоскребов. Город не впечатлил, его оживляет только море. И под конец нас традиционно притащили в очередной магазин, на сей раз на алмазную биржу. Там рассказали и показали кое-что занятие в какбэ музее, а потом минут сорок мариновали в торговом зале. В Нетании мы вернулись в середине дня, побродили по торговой улице, купили с'едобные сувениры типа халвы и поужинали в отеле.
Завтра едем на целый день на север - Назарет, Кана, Иордан...

21.02
Экскурсия на север для начала удивила способом сбора: в микроавтобусе, который забирал нас из отеля, уже дожидались люди, живущие в Иерусалиме. А это больше часа езды к побережью - в противоположную от пункта назначения сторону...
В сторону Назарета мы ехали еще порядка часа, по пути миновав долину Мегиддо (да-да, хар Мегиддо или Армагеддон в греческой транслитерации) и к мой неожиданной и вящей радости - Рога Хаттина. Остановок не сделали, но в окно видели. В Назарета пребывание было недолгим: мы прошли по городу к церкви Благовещения (она католическая), увидели в ней фрагмент жилища Святого Семейства и остатки церквей, которые стояли на этом месте раньше. А вокруг церкви посмотрели в галерее принесенные в дар разными странами образы Богоматери, порой весьма экзотичные. Например, японские, тайские, эфиопские...
Затем отправились в сторону Иордана и Галлилейского моря, проехав через Кану и разные живописные долины. На Иордане была продолжительная остановка, и желающие могли окунуться в воду. Я ограничилась тем, что залезла ногами) Потом направились к озеру. Рядом с ним посетили церковь Умножения хлебов и греческий храм 12 апостолов. Пообедали на берегу в небольшом ресторанчике и отправились обратно.
Не удержусь и отмечу, что цены в Израиле дикие; выше, чем в Европе. И на вещи, и на еду. Комплексный обед, например, был неплохой, но без изысков и с незамысловатый сервисом в месте, где система поставлена на поток; он обошелся в 1600р на нос без прохладительных напитков и с кофе на десерт. Везде возле храмов идет бойкая торговля, а у Иордана все схвачено по полной программе. Крестильная рубашка - 25$, прокат полотенца - 5$, раздевалка - 2$. Правда, при покупке рубашки остальное бесплатно, но дело-то и не в деньгах. Бизнес, аднака.
Завтра едем в Иерусалим и Вифлеем.

22.02
Добравшись до Иерусалима и посмотрев на него с видовой площадки, мы сразу отправились в Вифлеем. Тот находится в Палестинской автономии, и в прошлый раз мы проходили через основательную границу с коридорами из колючей проволоки. В этот раз нас тоже пересадили в другой микроавтобус к другим гиду и водителю, а момент пересечения границы от всех ускользнул. Видимо, система поменялась, и только на обратном пути мы увидели пост с израильским военными. Что и почему поменялось, узнать не удалось, гид отвлекся, а потом и наше внимание переключились...
В Вифлееме мы смотрели только храм Рождества. Он по-прежнему весь в ремонте, и, думается, ремонт продлится еще несколько лет. В храме почитается место рождения Христа и ясли. Как и в некоторых других святых местах, пределы принадлежат разным конфессии, а первоначальное строение было возведено аж при Юстиниане и одно из немногих чудом сохранилось с тех времён.
После Вифлееме мы вернулись в Иерусалим, где прошли по старому городу к Храму Гроба Господня. Кто не в курсе, там находится не только место погребения, но и сама Голгофа и еще несколько важнейших точек: камень миропомазанья, пуп земли. В храме толпы паломников, и мы не стали стоять огромную очередь в Кулуквию (часовню над местом погребения), но добрались к месту распятия. Кулуквию, кстати, тоже всю ремонтируют, но обещают открыть к Пасхе и показать первоначальный, незакопченый облик: с одной стороны леса были раздвинуты, и мы у видели, что она светло-розовая. Когда будет сошествие благодатного огня, покажут во всей красе.
После храма снова прошли улицами старого города (фактически арабским рынком) к Стене Плача. А после нее завершили обход святынь в Гефсиманском саду и месте погребения Девы Марии.
Погода в Иерусалиме под конец дня подпортилась: стало заметно холоднее, и подул ветер. Но завтра обещают тепло. Завтра Хайфа и Акко.

23.02
Экскурсия в Акко и Хайфу в программу тура не входила, но Акко (Акру) мне очень-очень хотелось посмотреть, поэтому мы предполагали, что либо съездим сами, либо купим экскурсию. В итоге нашли экскурсию, причем очень удачно: именно та, куда входят главные диковинки, проводится раз в неделю по четвергам, а свободными днями у нас как раз и были четверг и последняя перед отъездом пятница.
Начали мы с того, что загрузились в большой автобус (а я уже решила, что будет маленький и три с половиной человека), выехали из Нетании, а потом на шоссейном полустанке повстречали еще один автобус, и часть народа пересела туда-сюда. Оказалось, фирма и здесь тоже экономит на сборе туристов: автобус едет из Иерусалима через Тель-Авив и забирает всех подряд. Поэтому на обратном пути нам тоже пришлось подождать для повторного обмена - люди возвращались из Галлилеи и встали в пробках, а мы почти час куковали даже не в торговом центре, а на заправке. Но это так, к слову.
Сама экскурсия против моего ожидания началась с Акко. Город находится на севере страны недалеко и от Хайфы, и от границы с Ливаном. Он принадлежит к числу древнейших городов мира, но наша экскурсия была посвящена не столько древности, сколько временам менее отдаленным - Крестовым походам. Что происходило с Акко до XI века я представляю в общих чертах, но после Первого Крестового похода там обосновались европейцы после взятия Саладином Иерусалима в Акру перенесли аж столицу Иерусалимского королевства. Место тут очень удобное для жизненно важного порта, поэтому небольшой клочок полуострова напичкан средневековыми сооружениями, многие из которых еще не раскопаны, а те, что раскопаны, идеально сохранились. Сохранились ,как выяснилось, потому, что мамлюкам после взятия города хватило злости раскидать верхние этажи, а дальше надоело; камень и мусор до верху набились в пустые залы, и на них, как на фундаменте, возводились новые постройки. А когда в ХХ веке стали копать, оказалось, что под землей лежит себе весь средневековый город. Вот его-то мы и смотрели.
Начали, как водится, с какого-то дурацкого магазина чеканки, потом посмотрели довольно бестолковый, но забавный ролик про город, а потом прошли через сад, мимо крепостных стен в то, что путеводитель называет "Залами крестоносцев", а по факту это монастырь госпитальеров со всем набором обязательных построек. Действительно большая по площади территория с собором, обеденным залом, жилыми помещениями, складами и даже общественным отхожим местом) Примечательно, что там же совершенно точно есть еще неоткопанный собственно госпиталь: уже известно, где именно, известно, что он очень большой, и там под толщей земли и камней он ждет, когда к нему прокопаются!.. Сами открытые для посещения залы почти пусты - кое-где есть стенды с незамысловатыми находками: керамика, стекло, каменная резьбам, а еще стенды и картинки. Я увидела пару магазинчиков и стенд для кидания кольца на колышки (после чего благополучно отстала от группы в темноте гоблинских пещер средневековых переходов)), но на них нм не дали времени. Да и вообще времени было мало, я бы с удовольствием походила там еще столько же))
Но нас ждала пешая прогулка уже по улицам города. Со стороны посмотрели на мечеть (население город преимущественно арабо-мусульманское, да), на постоялые дворы, на колорит восточного города. Я заранее предполагала, что увижу нечто похожее на марокканскую Эссуэйру, и не ошиблась. А прогулка имела целью главную городскую изюминку - тайны подземный ход. Он, конечно, не так велик, как некогда жилые помещения, но это настоящий! тайный! подземный! ход! тамплиеров! Каково? Ход вел из владений рыцарей прямо к морю, и по нынешним временам с улицы ни вход, ни выход в глаза не бросаются. Обнаружили его, как водится случайно.
После осмотра тоннеля мы еще немного походили, посмотрели на море, на порт, на остатки крепости тамплиеров (фундамент в воде) и поехали обедать. На сей раз обед прошел в неказистом, но вкусном и по израильским меркам недорогом заведении с ливанской кухней: салат-бар и горячее блюдо на выбор. После еды предстояла вторая часть экскурсии - Хайфа. А вернее ее знаменитые Бахайские сады. Ну как знаменитые... О существовании бахаев вместе с их претензиями на новую мировую религию я узнала случайно несколько лет назад и изрядно удивилась. Тогда же выяснила, что их духовный центр находится в Акко и Хайфе, и туристы активно едут смотреть эти самые сады. Так-то город мы просто проехали и поразглядывали из окон автобуса, впрочем, думается, особо смотреть там нечего. К тому же по стечению обстоятельств приличные районы располагаются не вдоль моря, а наверху на горах. А непосредственно вдоль моря находятся если не трущобы, то просто непритязательная застройка. В общем после беглого взгляда сложилось впечатление, что смотреть в Хайфе особо нечего. Может. поэтому туристов и возят в основном в сады.
Сады находятся на горе и, спускаясь террасами к морю, символизируют всяческие духовные восхождения и просветления. По террасам течет водичка, дорожки аккуратно посыпаны битым кирпичом, цветочки высажены в идеальном порядке, а травка аккуратнейшим образом подстрижена. Олицетворяет собой красоту, гармонию, порядок и прочие идеалы бахайской веры. Я не большой любитель вылизанных садов, мне по душе более естественные английские парки, но посмотреть все равно любопытно, тем более, сделано действительно красиво. Лучше бы я эти полтора часа провела в вонючей каменной Акре.
Ну и после садов мы отправились обратно с теми приключениями. о которых я писала в начале. Как бы то ни было, сошлись на том ,что это была сама лучшая экскурсия в поездке))

24.02
Это был наш последний полный день перед отъездом. Примечателен он был еще и тем, что приходился на пятницу, а значит, на шаббат. Перед этим я немного посокрушалась, что шаббат мы пропустим, но потом сообразили, что день-то начнется с первой звездой. А значит, праздничный ужин в отеле и какое-нибудь гуляние в городе мы увидим. Так и получилось. Утром мы прошлись по магазинам и купили съедобных сувениров - фруктов, оливок, гранатового вина; потом дошли до примеченного ранее обувного магазина и немного там приобулись) А потом отправились вдоль моря в сторону военного мемориала. Оказалось, идти до него не 20 минут, как наврал кое-кто из попутчиков на экскурсии, а минут 50. Туда шли дольше, обратно быстрее, но изрядно утомились.
Сам мемориал выстроен в честь всех воинов Красной армии и открыт не так давно. Состоит из двух частей: стилизованного черного блиндажа с барельефами по мотивам фотографий боев с одной стороны и Холокоста с другой. А по выходе из блиндажа - огромные белые крылья напротив моря. Красиво, символично, доходчиво. Есть аудиосистема на трех языках, она рассказывает о смыслах и истории создания монумента. Вокруг него что-то вроде парка современной скульптуры (может, она тоже что-то обозначает, но без подписей непонятно), а рядом - вагон для скота, один из тех, в каких евреев привозили в Освенцим.
По дороге туда и обратно всё удивлялись, до чего пустынно: вокруг новостройки непонятного предназначения - то ли жилые дома, еще незаселенные, то ли отели. Ни магазинов, ни ларьков, ни кафе. Народу тоже почти нет. Зато на шоссе притулился планетарий. Ясно, что город активно строится и растет, но вся жизнь происходит в центре, а чем заниматься и как жить в новый района - неясно. А еще удивительно, что пляж есть только на небольшом участке береговой линии как раз напротив нашего отеля. Пляж довольно широкий, хороший, но короткий. Дальше он упирается в скалы, у подножия которых есть песок .но спуск к нему не оборудован. Наверное, когда-нибудь...
После этой прогулки мы столкнулись с такими прелестями шаббата, как тотальное закрытие всего и вся и уселись пообедать не с первой попытки) Потом отправились пройтись в другую сторону, увидели примерно такую же картину, после чего ушли в номер передохнуть и собраться. Ужин в отеле был, как ожидалось, праздничный6 более обильный, с напитками и большим выбором десертов. Народу тоже понаехало много-много, все шумели и радовались жизни)

Ну а 25.02 нас в три часа ночи (вместо заявленных в ваучере двух и вместо озвученных накануне по телефону 2:40) забрал трансфер и отвез в аэропорт. С такими неспешными сборами мы прибыли к самому концу регистрации, за что нас осудил суровый дяденька проверяющий. Но погрузились успешно, долетели хорошо, переждали время в Стамбуле и в Питере вышли на улицу на снег)
А вчера еще и с места в карьер съездили в Коробицыно.