23:31 

Книги 2018

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
Книги 2018
01-10
11-20
21-30
31-38
39. "Человек находит друга", Конрад Лоренц (Австрия, ХХ век)
В какой-то момент коснулась темы приручения первобытным человеком животных, посмотрела кое-что по верхушкам и наткнулась на ссылку на эту книгу. Решила ознакомиться. Думала, будет больше сказано о собственно одомашнивании, но этот процесс оказался подан в довольно беллетризованном ключе в качестве авторских предположений на базе теорий. В основном же книга посвящена общению человека с собаками и, в меньшей степени, с котами: повадки животных, разные типы поведения, основы дрессуры и случаи из собственной богатой практики Лоренца. Последнее - наиболее интересное, потому что читать рассказы человека, который любит и знает животных - большое удовольствие.
40. "Год серого гуся", Конрад Лоренц (Австрия, ХХ век)
Еще не закончив предыдущую книгу, я, параллельно ознакомившись с биографией автора, разыскала еще две его работы. Наблюдения за гусями выглядели не очень привлекательно, но мне смутно казалось, что я в детстве встречал эту книгу, возможно листала и смотрела картинки. И точно я узнала в нем того улыбчивого бородатого дяденьку, который воспитывал утят. В этой книге, которая по сути - фотоальбом с комментариями, он и рассказывает о том, как научная станция вела свою работу. Наблюдения за гусями, их образ жизни, отношения с людьми, прогулки, воспитание и т.д. Интересны не столько сами гуси (гуси хороши с яблоками), сколько взгляд на жизнь ученых-натуралистов. Жизнь в маленьких домиках вместе с птицами, купание вместе с ними, изучение "языка"... Описание того, как солидный бородатый профессор ползает на корточках за птенцами) Очень симпатично.
41. "Кольцо царя Соломона", Конрад Лоренц (Австрия, ХХ век)
Название отсылает к способности Соломона общаться с животными, чему книга и посвящена. Это и вместе с тем советы любителям животных по выбору, уходу и общению, а также (как и в первой из этих трех книг) многочисленные рассказы из собственной жизни. Очень приятное чтение, наталкивающее на очевидные мысли, что на такой литературе вырастали будущие биологи, натуралисты и прочие естествоиспытатели. Так оно и есть.
42. "Мабиногион" (Уэльс, давно)
Закрыла еще один давний "маст рид". Когда-то с удивление узнала, что это не единый свод, а сборник, составленный и даже озаглавленный переводчицей Шарлоттой Гэст. Что несколько частей происходят из нескольких рукописей, а история Талиесина (единственная, про которую я что-то примерно когда-то слышала), с остальными повестями не связана. Вообще с сюжетами валлийского эпоса, не считая артуровского цикла, я знакома не была. Даже история Килуха попалась мне на глаза только с одной фолковой песней. Что странно, учитывая явные отсылки охоты на Кархарота к охоте на Турха Труйта...
В общем прочитала с интересом. Древние повести понравились больше, а сама подборка показалась весьма наглядной - переход от архаики к рыцарским романам. Последние в сравнении проигрывают.
Теперь надо собраться с силами и подступиться к ирландцам.

43. "История Ирландии", Л.И.Гольман и другие
Это явно очень негодная книжка, но я попробую. Хотя бы for lulz.
44. "The Lord of the Rings: Fellowship of the Ring", JRRT
В образовательных целях неспешно читаю и параллельно внимательно слушаю в аудиоверсии.

Ну и раз с отзывами покончено, то немного статистических наблюдений.
За год прочитано книг по странам:
- США - 13. Придется признать, что все лучшие книги года были американскими. Автор года - несомненно Донна Тарт. Я думала прочитать и третий ее роман, но не уложилась, и потом решила гарантированно порадовать себя этой зимой. Кроме того мне очень понравился "Сегун", и я планирую почитать что-нибудь еще у Клавелла. Дэн Симмонс после "Террора" тоже стоит в списке авторов для продолжения знакомства. Из разочарований - Филипп Дик и отвратительно переоцененная "Маленькая жизнь". Из классики прочитала только одну книгу - Фицджеральда.
- Великобритания - 11+1, если считать "Мабиногион". Ничего такого, что вызвало бы бурю эмоция, но больше всего понравились "Коллекционер" и "Загадочное ночное убийство собаки".
- Россия - 3. Какой-то неприличный провис, который я заметила только в конце года. Долгожданный так себе Акунин, неплохая, но переоцененная Яхина и любопытное "Возвращение в Панджруд". Яхину я еще почитаю, но не сразу. Пока на очереди много Иванова, а на данный момент - Прилепин.
- Австрия - 3. Конрад Лоренц и его животные неожиданно вывели свою страну в верхнюю часть списка)
- Франция - 2. Одна книга понравилась ("Кола Бруньон"), одна ужасная ("Факир..."). В этом году в списке Бегбедер.
- Швеция - 2. Чудесная "Вторая жизнь Уве" побуждает продолжить знакомство с автором.
- Норвегия - 1. Так себе детектив из разряда скандинавских.
- Дания - 1. Тоже скандинавский детектив, но уровнем куда повыше. Любопытная вещь.
- Финляндия - 1. Записки журналистки о России.
- Германия - 1. Ремарк. Надо посмотреть, что у немцев с современной литературой.
- Польша - 1. "Новый" Сапковский (заодно перечитала две первых книги про Геральда - с рассказами. С таким удовольствием, что сама удивилась)) Может, все перечитать, освежить к сериалу?..)
- Испания - 1. Неожиданные "Кровь и песок". Понравились. Надо уделить больше внимания Испании. А то неприлично, учитывая контекст.
- Греция - 1. Ликвидируем пробелы в образовании по части античной литературы. В этом году надо продолжить усерднее.
Итого 13 разных стран. Неплохо)

В плане времени написания примерно поровну XX и XXI веков, один пункт с пометкой "до н.э." и "Мабиногион", чья датировка затруднительна в силу неоднородности содержимого.

Такие дела.
запись создана: 09.01.2018 в 14:28

@темы: Изба-читальня, Есть мнение, Ego sum

URL
Комментарии
2018-02-08 в 18:10 

f-lempi
Love is our resistance (с)
А тут разворачивается история, лишенная всякой прелести.
...как это и есть в жизни. Хорошая книжка.

2018-02-08 в 18:50 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, согласна. Мне тоже понравилась. Кажется, я ее у тебя как раз и увидела.

URL
2018-02-08 в 19:56 

f-lempi
Love is our resistance (с)
Я ее летом прочла быстро, выпал денек ) Забавно, что я до этого наткнулась в метро на рекламу спектакля по книге и еще подумала, что название совершенно безумное.

2018-02-08 в 20:09 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, я тоже за день прочитала пока школьников караулила))
Бывает)) Символические совпадения. Кстати да: я ее сначала увидела среди книг, похожих на "Цветы для Элджернона", а потом у тебя в прочитанном. Решила, что это знак)))

URL
2018-03-13 в 16:20 

f-lempi
Love is our resistance (с)
9. "Маленькая жизнь", Ханья Янагихара

Рецензия в тыщу раз лучше книжки :) о, а я же заглянула в отрывок ее другого романа. Тот же рецепт - "в струю" и пафосно, еще более омерзительным стилем.

2018-03-13 в 16:35 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, спасибо))) Я хотела написать до отъезда, но не успела, а теперь мое негодование улеглось, и мысли улеглись в более спокойную форму)))

отрывок ее другого романа. Тот же рецепт - "в струю" и пафосно, еще более омерзительным стилем.
"Люди на деревьях"? Я почитала описание, и мне хватило. Развелось, пымаешьли, литературных спекулянтов.

URL
2018-03-13 в 18:59 

f-lempi
Love is our resistance (с)
Да. Но я прочла именно отрывок. Все-таки советую заценить стиль.

2018-03-13 в 19:47 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, ок, поищу, что там за стиль.

URL
2018-03-13 в 20:49 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, посмотрела, погрязла в многозначительности и многословии.

URL
2018-03-13 в 20:54 

f-lempi
Love is our resistance (с)
Больше описаний того, какие действия происходят с каждой мышцей при шевелении рукой. Дрожание левой икры!

2018-03-13 в 20:59 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, во-во. Хотя там уже в самом начале такие нагромождения на ровном месте... Все-таки в МЖ такого не было, уж в начале точно.

URL
2018-05-28 в 20:33 

f-lempi
Love is our resistance (с)
А еще было бы здорово увидеть это на экране.
Я в таких случаях еще думаю: "Жаль, что не я это написала" :)

2018-05-28 в 20:36 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
f-lempi, меня такая мысль редко посещает))

URL
2019-01-12 в 23:09 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
Пост закончился, поэтому перенесут первый десяток отзывов в комменты:

1. "Кола Брюньон", Ромен Роллан
Прекрасное книжное начало года. Живая история, живой герой, живой народный язык. Пример того, как все составные части - сюжет, композиция, подназвания, слог, местами сбивающийся на рифму - работают на замысел.
Год из жизни немолодого плотника-бургундца в начале XVII века наполнен и радостями, и чередой горестей, но герой не унывает, неизменно находит утешение и удовольствие в самой жизни, в своем любимом ремесле, в любви к близким, к родной земле. Повествование так и пышет этой "народной" темой, подсоленным юмором, размышлениями разом о высоких и сниженных материях. В этом видится продолжение традиций средневековых и позднесредневековых авторов вроде Рабле или Вийона, которых сам Кола, завзятый книжник, наверняка читал.
2. "Коллекционер", Джон Фаулз
Книга, которую давно хотела прочитать, хотя изначально у меня было против нее какое-то смутное предубеждение. Как против "Цветов для Элджернона", которые мне "Коллекционер" в чем-то напомнил.
А в конечном счете очень понравилось. Финал стал еще и неожиданным. Хотя казалось бы...
История похитителя и его жертвы, описанная глазами обоих, раскрывает разные аспекты жизни отдельных личностей и общества в целом. Простые люди и те, кто повыше классом; обыватели и богема; посредственность и исключительность; красота и уродство и т.д. и т.п. Как водится в таких случаях, и личность преступника, и личность жертвы неоднозначны и вызывают противоречивые чувства на всем протяжении романа.
Умная и продуманная, интересная и убедительная история, которая не оставляет читателя равнодушным.
3. "Восточный экспресс", Агата Кристи
Сборник повестей.
Странным образом я никогда прежде не читала Кристи, и вот после выхода фильма решила восполнить это пробел. Тем более, что дома обнаружился сборник повестей (романов?), которые наиболее на слуху. "Тайна Эндхауза", "Восточный экспресс", "Десять негритят" и "Убийство Роджера Экройда", спойлеры? "Тайна Эндхауза" мне понравилась меньше всего, развязка разочаровала. Но все равно прочитала сборник с удовольствием. В таких старых добрых детективах есть неизменное очарование, которое не портят ни исключительность преступлений и обстоятельств, ни абсолютная гениальность сыщика. К тому же английский колорит составляет половину успеха. (Пишу сейчас фикоповестушку в таком же жанре и получаю массу удовольствия))
4. "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок", Фэнни Флэгг
Книга для тех, кто любит послушать колоритные истории из жизни колоритных людей.
Вот главная героиня вроде и не очень любит, но постепенно втягивается и проникается: на фоне ее собственных проблем с кризисом среднего возраста рассказы старушки из дома престарелых становятся глотком свежего воздуха. Не нужно долго сравнивать, чтобы увидеть в этих рассказах продолжение традиций американской литературы: южный городок в полторы улицы, большая дружная семья, люди белые и черные, обеспеченные и бродяги, мужчины и женщины, железная дорога, Великая депрессия... События на фоне п.п. ХХ века мелькают, как в кинохронике, выхватывая яркие эпизоды и далеко не всегда следуя хронологии. Повествование изобретательно строится на периодических - еженедельных - рассказах старушки, которая не всегда дружит с памятью или перескакивает с одного на другое. Старушку дополняют газетные заметки тех лет и "прямые включения" в события. Последние позволяют читателю узнать то, что было неведомо самой рассказчице: где пропадал один герой, что случилось с другим, кто и как убил третьего... Главная героиня слушает все это с ощутимой пользой для себя, и читатель наблюдает за переменами и в ее жизни тоже. Постепенно все герои - и минувшего, и настоящего обретают свою полную историю и подходят к финалу. Кто-то с точкой, кто-то с многоточием. Пожалуй, такая интересная композиция и является главной изюминкой книги, быстро завладевая вниманием читателя и превращая на первый взгляд незамысловатую семейную историю в интригующее чтение.
Помимо этих достоинств можно извлечь для себя и какие-то жизненные уроки, понаблюдать за вечными ценностями вроде дружбы, любви, преданности, и вдохновиться примером героев, которых не сломили никакие неурядицы. Весьма жизнеутверждающая вещь, пропитанная духом американского Юга и ароматами оригинальных кушаний. Рецепты прилагаются.
5. "Голодный дом", Дэвид Митчелл
Первое знакомстве с получившим известность автором (не считая экранизации его "Облачного атласа") вызвало противоречивые чувства. Кое-что в книге очень понравилось, но что-то было ужасно неинтересно и тем самым разочаровало. Попробуем разобраться.
Загадочная история лондонского особняка, где пропадают гости, с большой долей вероятности заинтересует всякого мало мальского любителя жанра. Правда, уже в начале настораживают две вещи: объем (всего 350+ страниц) и неожиданное количество ненужных и безликих отзывов из всяких таймсов и ревью (страниц несколько). Это выглядит немного странно и подозрительно, но допустим.
Беглый взгляд на оглавление дает представление о развитие сюжета: пять глав, пять героев, пять визитов в дом, отделенных друг от друга ровно девятью годами. Быстро становится понятно, что эти отрезки времени неслучайны, и надеяться на то, что кто-то из героев выйдет сухим из воды, не стоит. Уже начиная со второго визитера, читатель понимает правила игры и наблюдает за тем, как слабости и больные места ведут героя в ловушку. У каждого есть то, что послужит приманкой и, не взирая на возраст, статус, умственные способности и личные качества героя, сыграет свою роковую роль. Это весьма жуткий момент, и лучшее, что есть в книге. Помимо наблюдения за летящими на огонек мотыльками, интересно наблюдать и за сменой десятилетий в Лондоне, это тоже описано весьма удачно. Вообще с языком у автора проблем нет, повествование течет гладко и интересно, за исключением того, где автора вяжет по рукам выбранная композиция. Истории героев в целом повторяют друг друга: повествование от первого лица, приглашение в дом, красивые картинка, новые приятные знакомые, первые подозрения, странные детали, угроза нарастает, об опасности сигнализируют и... финал повторяется чуть ли не дословно. Полагаю, именно здесь кроется объяснение небольшому объему книги: автор мог бы начать рассказ не с 79 года, а с 70, с 61, с 52... Придумать еще трех-четырех героев не составило бы труда, но выстроить их похожие истории так, чтобы читатель не заскучал, было бы труднее. Хотя для такого бывалого автора кажется вполне достижимо. Но это не главная проблема.
Мне пришлась не по вкусу алгебра, проверившая гармонию. То, как обстоятельно (и все равно непонятно) автор объяснил суть происходящих таинственных явлений. Это могла бы быть страшная история про то, как обители старинного особняка похищают людей и питаются их жизненными силами / душами / кровью / мозгами / др (нужное подчеркнуть), ну потому что вот так. И этого вполне бы хватило. Вместо этого читателю сначала по крупинкам выдается информация, пестрящая всякими (псевдо)научными терминами и пояснениями. Они повисают в воздухе и дают смутное представление о происходящем, пока на читателя не вываливается дешевый трюк: подробное интервью. Сириусли? - думает читатель. Так делают от небольшой изобретательности и/или большой лени, когда не получается раскидать детали в сюжете и остается только ввести "очень осведомленного персонажа". Он и выкладывает всю предысторию, историю и еще какие-то детали, которых все равно не хватит, чтобы полностью осмыслить авторскую концепцию. Теософы, эзотерики, белые старцы, медитации и путешественники во/вне времени намекают на дальнейшее развитие в других книгах (а отзывы в начале упоминали отсылки к некоторым опубликованным книгам Митчелла). Все возможно. Но мистический флер историй о готических особняка, призраках, гензелях и гретелях развеивается под натиском странной псевдонауки, которая не вызывает большого желания интересоваться судьбой продолжения.
6. "Загадочное ночное убийство собаки", Марк Хэддон
Книга, заинтересовавшая странным заголовком, оказалась не столько нестандартным детективом, сколько семейной драмой, показанной с необычной стороны. Тема разного аутизма последнее время в тренде, сериалы приучили публику восторгаться и завидовать гениальным сыщикам-аспергерам, социофобам и социопатам всех мастей, осложняющим жизнь себе и окружающим. А тут разворачивается история, лишенная всякой прелести. Особенный ребенок, которого нельзя обнять, с ним трудно нормально поговорить, сложно вывезти в отпуск; нельзя быть уверенным, что он не ударится в истерику при виде чего-то вроде бы обыкновенного, но пугающего лично его, или не ударит вас или полицейского в ответ на неловкое прикосновение. События небольшого романа показаны глазами мальчика-аутиста с его убийственной логичностью, четкостью и абсолютной бездушностью в эмоциональном плане. Его куда больше интересуют цифры и научные факты, которыми он охотно делится, а разные описания, характеристики людей, попытки завести беседу по совету учительницы выглядят очевидно неуклюжими, искусственными. Мир героя переполнен деталями всех видов и мастей, он в мелочах помнит события прошлого, слышит разом все звуки, запахи, видит все объекты на новом месте, отчего мозг может быстро закипеть и зависнуть. И при этом неспособен на эмпатию, абстрактное мышление.
Все это весьма жутко, тем более, что картина жизни героя выглядит еще весьма благополучно...
По мере развития, история оказывается куда менее загадочна, чем можно было подумать в начале. Но она несомненно интересна, и познавательна, и позволяет открыть для себя кое-что новое.

URL
2019-01-12 в 23:11 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
7. "С пингвином в рюкзаке", Том Митчелл
Если бы эта симпатичная история произошла сейчас, Том Митчелл непременно стал бы автором популярного блога. Или YouTube-канала. Вероятно даже, что так было бы лучше: живой рассказ "по горячим следам" разных эпизодов не давал бы времени задумываться о неловкости и не_единстве "сюжета", а также о несовершенстве слога. Но имеем, что имеем.
Название книги недвусмысленно обещает читателям историю путешествия по Латинской Америки. Возникает уверенность (по крайней мере, у меня возникла), что этому и будет посвящен весь рассказ: как герой познакомился со своим пернатым другом, как они поладили, как отправились в долгий путь, где ездили, что видели, как жили... Эдакие "Дневники мотоциклиста" с налетом Даррелла. Однако же на деле все не совсем так.
Собственно путешествие занимает лишь часть книги - самое ее начало. Рассказчик действительно находит пострадавшего пингвина, приводит его в порядок, после чего перевозит на новое место жительства, откуда они вместе уже никуда не уедут. Путешествие было только прологом. Основная часть книги посвящена не ему самому, а описанию довольно разрозненных эпизодов из жизни пингвина в школе для мальчиков на фоне неспокойных реалий Аргентины 70-х. Это тоже приятные милые зарисовки, наполненные и моралью, и жизнелюбием. Иногда они перемежаются небольшими отступлениями и рассуждениями на разные смежные темы - этнографические, политические, культурные, экологические... Сразу становится очевидно, что на автора знакомство с очаровательным и чутким братом меньшим произвело глубокое впечатление и заметно на него повлияло. Не зря же он по прошествии стольких лет решил написать такую в чем-то неуклюжую, неловкую, но добрую и искреннюю книгу. Поэтому не поднимается рука ставить оценку ниже 4* и сильно критиковать то, что выдает эту немастеровитость и неопытность. Захватывающий сюжет и элегантный слог можно поискать в другом месте. А эта книга даст возможность приятно и не без пользы провести вечер в компании неунывающего Хуана Сальвадора.
8. "Девушка, переставшая говорить", Трюде Трейге
Неплохой скандинавский детектив, произволом переводчиков (или издательства) выдернутый из середины серии про героиню-"расследовательницу".
Изысков ждать не приходится, однако интрига приятно радует разветвленностью. Преступлений больше одного, и все они связаны. Главная героиня типажа "настырная журналистка" в своей настырности не доходит до того, чтобы начать раздражать читателя, а ее семейные проблемы тоже оказываются небезынтересны (и вызывают желание ознакомиться с предысторией).
Нельзя говорить об особой изощренности или непредсказуемости, но на фоне некоторых других аналогов эта книжка приятно радует уже самой затравкой. Традиционные для жанра скандинавские виды и этнографические подробности не подкачали: холодно, ветрено, брутальненько, а социальные институты уверенно прогрессируют по пути современного толерантного общества.
Неплохо.

URL
2019-01-12 в 23:11 

Норлин Илонвэ
Архивный персонаж
9. "Маленькая жизнь", Ханья Янагихара
Много букв.
10. "Не прощаюсь", Б.Акунин
Больших надежд на последний роман о Фандорине на всякий случай не возлагалось. Тревожно вспоминался и ужасный "Весь мир - театр", и безликие сборники рассказов и повестей. И хотя "Черный город" был хорош, очень хорош, можно было уповать на то, что Акунин не пожалеет сил и попрощается героем как подобает. Но когда стало известно название, зародилось подозрение в подвохе. Он и случился.
Сложилось стойкое впечатление, что автор устал. Ему надоел его герой, надоела привязанность к герою читателей, надоело, что вместо того, чтобы читать либеральные исторические заметки, читатели ждут своего дурацкого героя. Поэтому книжка писалась через силу, сжато, рывками и без большой изобретательности. Скорее наброски к сюжету, чем он сам.

Решив свои проблемы с дырой в голове, Эраст Петрович возвращается на сцену революционной России. Но возвращается ненадолго: всего на пару глав, чтобы восстановить силы, оценить безрадостный расклад, поддразнить читателей и уступить место совсем другому персонажу. С ним некоторые уже знакомы, а некоторых (например, меня) он мог в свое время совсем не заинтересовать. Тем горше, что он будет владеть "эфирным временем" добрую половину нетолстой книжки, пока не стерпится, не слюбится. Тем более, Эраста Петровича мы все же дождемся. А с его появлением все пойдет по-классическому: дева в беде, отважный герой на все руки, бурный роман, это-раз-это-два, спасение Отечества, японский слуга, исторический контекст... Вместо литературных отсылок, отсылка в большей степени кинематографическая. Главное, если не ключевое во всем этом замысле: дан ответ на вопрос века - практически, кто родители Джона Сноу. Последняя женщина нашего заикающегося сердцееда вышла на сцену, ребенок явлен миру, некоторым предыдущим книгам сделано вежливое алаверды, а читателям - адью.
Для одного из романов о Фандорине (или не о нем?) получилось неплохо, может даже хорошо. Но для финального аккорда выглядит халтурно, в общих чертах предсказуемо и по-авторски равнодушно.
Впрочем, если не считать это самое "не прощаюсь" шуткой над глупыми читателями, то, возможно, новые детективы от Акунина еще выйдут. Уже без Фандорина, конечно. Другая страна - другие сыщики.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Волчий лес

главная